Пять вещей, которые вы должны знать об условиях цветопередачи — Качество цвета
Пять вещей, которые вы должны знать об условиях цветопередачи — Качество цвета
Хотя измерения цвета и плотности играют важную роль в управлении цветопередачей, они не могут заменить человека-наблюдателя для окончательной оценки качества сложных изображений. Художественные работы с отражением цвета, фотопрозрачные пленки, фотопечати и фотомеханические репродукции, такие как отпечатанные и отпечатанные цветопробы или листы для прессы, обычно оцениваются по качеству изображения и цвета или критически сравниваются друг с другом по точности соответствия цветов.

Нет сомнений в том, что наилучшие условия просмотра для визуальной оценки цвета — это те, в которых продукт будет окончательно виден. Поэтому в 1975 году Технический комитет ISO/TC 42 по фотографии в сотрудничестве с Техническим комитетом ISO/TC 130 по графическим технологиям представил стандартные условия просмотра ISO3664:1975 (первое издание) для графических технологий и фотографии. В 2009 году третье издание (ISO3664: 2009) был выпущен для отмены и замены второго издания (ISO3664:2000).

Этот стандарт ISO3664 определяет набор из пяти условий, которые должны соблюдаться, чтобы гарантировать преимущества этого стандарта при просмотре критически важных цветов. Пять условий включают качество цвета, интенсивность света, равномерность, объемность и геометрию.

Качество цвета имеет значение в трех аспектах: цветность, цветовая температура, спектральное распределение мощности.

1. Цветность

Эталонное спектральное распределение мощности, указанное в ISO3664:2009, соответствует источнику света CIE D50. Согласно описанию из CIE 015:2018 (Колориметрия, 4-е издание), D50 — это относительное распределение спектральной мощности, представляющее фазу дневного света с коррелированной цветовой температурой примерно 5000K. D50 представляет собой относительное распределение спектральной мощности, представляющее фазу дневного света с коррелированной цветовой температурой приблизительно 5000K, с координатой цветности x=0,3457, y=0,3585 (наблюдатель CIE 1931 2°) и u'10=0,2102, v'10 = 0,4889 (наблюдатель CIE 1976 под углом 10°). На рис. 1 показаны координаты цветности в разных цветовых пространствах. Чтобы понять CIE1931 и CIE 1976, нажмите здесь.
Рисунок 1. Координаты цветности D50 в разных цветовых пространствах.
Обычно координаты наблюдателя CIE 1976 10 ° широко используются в цветной промышленности. ISO 3664:2009 требует, чтобы координаты цветности источника света находились в радиусе 0,005 от координат цветности D50.
График 1. Допуск координат цветности D50.
2. Цветовая температура

В стандарте ISO 3664:2009 требуется, чтобы цветовая температура источника света соответствовала естественному дневному свету с коррелированной цветовой температурой (CCT) около 5000K. В стандарте не указан допуск. Фактически, в реальных случаях цветопередачи CCT принимается, когда координаты цветности источника света находятся в пределах 0,005 радиуса от координат цветности D50.
График 2. Коррелированная цветовая температура (CCT) CIE D50 в CIE1976.
3. Спектральное распределение мощности

Стандарт ISO 3664:2009 обеспечивает конкретное распределение спектральной мощности между 300 нм и 780 нм для стандартного источника света D50 по мере необходимости. Поскольку источники света D основаны на кривой дневного света, которая проходит над черным телом, D50 имеет спектральное распределение энергии, которое близко соответствует спектру черного тела при температуре 5000K.
График 3. Спектральное распределение энергии CIE D50.
ISO3664:2009 был технически пересмотрен путем ужесточения допусков соответствия для ультрафиолетовой части спектрального распределения мощности D50. Индекс метамерии UV (MIuv) должен быть менее 1,5 по сравнению с менее 4 в стандарте ISO3664:2000. В этом и заключается основная разница между ISO 3664:2009 и ISO3663:2000. Индекс видимой метамерии (MIvis) должен быть меньше 1,0.

Что касается CRI, общий индекс цветопередачи CIE наблюдаемой поверхности должен быть измерен выше 90. Кроме того, согласно CIE 13.3-1995, конкретный индекс цветопередачи каждого отдельного образца цвета 1-8 должен быть выше 80. В Японский стандарт JSPST-1998 для условий цветного просмотра, он даже строго требует, чтобы каждый Ri (i = 1-15) был выше 90.